Для учителей начальной школы


     (Добавлена новая информация 27.03.2013)
Профилактика девиантного поведения учащихся через организацию содержательного досуга, занятости во внеурочное время, кружковой и клубной работы.
Проблема отклоняющегося поведения несовершеннолетних была всегда актуальной. Она достаточно специфична, и от того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и нравственный климат в обществе. Дети с девиантным поведением нуждаются в социально - педагогическом сопровождении не только в социуме, но и в системе школьного образования. Именно формирование  личности ребенка приходится на  период  школьного образования.
Существуют различные формы психолого - педагогической работы с девиантными детьми и подростками.
1я форма- организация социальной среды. (Воздействие может быть направлено на общество  в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению)
2-я форма – информирование. (Это наиболее привычное для педагогов направление профилактической работы в форме лекций, бесед, фильмы.).
3-я форма – активное социальное обучение социально - важным навыкам.
-тренинг резистентности  т.е. устойчивости к негативному социальному влиянию. например, о возможном негативном влиянии родителей употребляющих алкоголь.
- тренинг ассертивности (эмоциональное нарушение). Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.
- тренинг формирования жизненных навыков. Умение прежде всего общаться, поддерживать дружеские связи.
В работе с девиантными детьми социальный педагог начинает с изучения личности  ребенка.
Общие сведения о ребенке. 2. Состояние здоровья. 3. Направленность личности. 4. Самооценка. 5. Темперамент. 6. Способности. 7.Характер. 8. Характеристика межличностных взаимоотношений. 9. Участие в различных видах деятельности. 10 Выявление причин отклонений в поведении. Собранные сведения через беседы, анкеты, диагностических данных заносится в Социально- педагогическую карту на трудного подростка, с последующим дополнением. Координирует работу с различными службами, учителями, классными руководителями по оказании помощи трудному ребенку. Составляется план мероприятий на четверть. Делается запись о результатах. О проведенной работе с детьми, состоящихся  на учете оправляется в ПДН, КДН и ЗП. Классным  руководителям  социальный педагог  помогает составлять характеристику на трудных детей.  Проводит консультации для педагогов в работе с девиантными детьми. ( Рекомендации для педагогов: в беседе с трудными детьми попытайтесь создать условия, чтобы они смогли сами принимать решения, не обязательно давать свое решения).

Рекомендации для педагогов в работе с трудными детьми.
Чтобы получить первоначальное представление об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков возможно обсуждение трех основных вопросов:
Что не нравится и что нравится в жизни;
Что не нравится и что нравится дома;
Что не нравится и что и что нравится в школе.

Обсуждение проводится отдельно по каждому направлению. Здесь следует стремиться к тому, чтобы высказался каждый член группы. Очень важно соблюдать последовательность обсуждения: вначале негативный опыт, а затем позитивный. Обсуждение позитивного опыта часто приводит к осознанию, что не так все плохо, что есть люди, на которых можно положиться.
Проведение тренинга  на формирования жизненных навыков, снятия эмоционального напряжения.
Техника установления контакта.
Приветствие:
- улыбка
- обращение по имени или по имени и отчеству
- легкий поклон.
Упражнение. Цель: Ознакомление с эмоциями,  вербальное и невербальное общение с чувствами, отреагирование негативного опыта.
Материалы: Заранее заготовленные карточки с названием чувств. Это могут быть радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, злость, отвращение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.
Процедура: Вам будут розданы карточки с названиями чувств. Ознакомьтесь с ними, но не показывайте окружающим. Каждый изображает памятник тому чувству, которое написано у вас на карточке. Задача группы – отгадать,
« памятник»,  какому чувству они видят. После чего  «Памятник» «разрушается». Высказывается каждый член группы.
Объясните, как вы понимаете слова, указанные у вас на карточке. Попытайтесь описать, что значат эти качества, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть. Вспомните какие – нибудь ситуации из вашей жизни, когда у вас возникали эти чувства. Расскажите об этом.
« Кулаки, ладони, руки скрещенные на груди».
Цель: Показать состояние участников группы, если много кулаков, значит агрессивность в группе велика, если много  открытых ладоней, то группа к работе готова.
Структура: Все по команде, не договариваясь, выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони или руки скрещенные на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково.
Упражнение.  Представьте на экране  любой цветок. Уберите цветок с экрана любым способом. Вместо цветка поместите на экран белую розу. Поменяйте белую розу на красную.( Вообразите что вы кисточкой покрасили розу.).
Поместите синий фильтр  перед источником света, так, чтобы весь экран стоял ярко – синим (потом поменяйте на красный, зеленый).
Упражнение «Кто я?»
Представьте, что информация о тебе будет помещена на компьютерном сайте. Любой человек, который знает код, может с ней ознакомиться и узнать, что ты за человек. Ты можешь поместить 10 суждений о себе.
 Напиши 10 суждений, которые позволят любому, кто тебя не знает, составить мнение о тебе.
Эти суждения должны быть очень простыми.
Лестница суждений.
А теперь пронумеруй эти утверждения от 1 до 10. Реши сначала, какое из них самое важное, самое информативное, наиболее четко отражает тебя и поставь цифру 1. Посмотри на оставшиеся утверждения, и наиболее точное из них пронумеруй цифрой 2. То же проделай с оставшимися восемью суждениями.
Рефлексия:
1. Что легко, что трудно было сделать из предложенных упражнений?
2. Что понравилась , что не понравилась?
3. Как менялось ваше настроение в процессе упражнений?
4. Что вы чувствуете теперь?
Роль родителей в возникновении и формировании девиантного поведения подростков.
Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому он является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, в частности на формирование его поведения.
Инновационные технологии профилактики семей « группы риска».
1.     Школьная  служба примирения. (установление диалога, понимания между членами семьи).
2.     Интенсивная терапия на дому.
3.     « Заключение договора с неблагополучной семьей».



Педагогическая поддержка первоклассников в период первичной адаптации
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребенка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может по­мочь ребенку в успешной адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмо- ционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности зада- , ний поможет первоклассникам освоить роль ученика, заниматься с интересом, бьггь активным и внимательным на уроках.        
 Предложенные игровые и методы и упражнения можно исполь­зовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специ­ально организованных занятиях.
На уроках рекомендуются следующие игры и упражнения: "Игра с песком", "Солнышко и тучка", "Что слышно", "Четыре стихии", "Слушай внимательно", гимнастический комплекс и т.д.
Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.
Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразитель­ной деятельности с играми, тренирующими выразительные
движения, происходит взаимоусиление влияния на ребенка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведет к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее
Гимнастика. Первый комплекс
"Гимнастика сосудов головного мозга"
-            Повороты и наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз.
-             Массаж плечевого пояса и кожи головы (руки от кисти, лицо, затылок сверху вниз).
-            Плечи поднять вверх, расслаблено "сбросить" вниз.
(Каждое упражнение - 5-6 раз).
Второй комплекс
"Гимнастика для глаз"
(Упражнение выполнять не поворачивая головы, сидя на стуле)
-               Глаза закрыть. Открыть и посмотреть вверх-вниз (потолок- пол).
-            Смотреть вправо-влево (строго горизонтально).
-            Смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний.
-            Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний.
-            Вращать глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Этот комплекс влияет на глазное яблоко, окологлазные мышцы.
При выполнении необходимо выполнять несколько правил: каждое упражнение выполнять не менее 5 раз; после его выполнения несколь­ко раз моргнуть и для отдыха закрыть глаза; каждое упражнение за­канчивается прикрыванием глаз ладонями: сидя у стола, локти поста­вить на книгу, спина прямая; глаза прикрываются ладонями, причем сами глаза закрыты, пальцы правой руки лежат на пальцах левой ру­ки, находящихся на лбу.
Гимнастика глаз снимает утомление глаз, нервной системы, на­долго сохраняет хорошее зрение.
Третий комплекс
-            Для шеи (исходное положение - далее по тексту и.п. - стоя и си­дя):
-               рывком поворачивать шею вправо, а потом влево;
-               рывком отбрасывать шею вперед, а потом назад;                              
-               голову вращать слева -направо, а потом справа -налево;
2.                Для плеч (и.п. стоя или сидя):
3. Для запястья (и.п. стоя или сидя):
-        энергично поднимать или выпрямлять кулаки (и.п. вытянутые руки вперед, большие пальцы захватили кисти);
-        энергично опускать и выпрямлять кулаки (и.п. вытянутые руки вперед, большие пальцы захватили кисти);
-         руки согнуть в локтях (не опираясь на стол), сжав кулаки, под­нимать руки вверх и опускать вниз (большие пальцы захватили кис­ти).
(Каждое упражнение повторять 2-4 раза).
Четвертый комплекс
-           Для мышц живота и позвоночника (и.п. стоя или сидя):
-       вращение туловища слева -направо, затем в обратном направле­нии;
-                      Для поверхности ладони (и.п. стоя или сидя, руки вперед вытя­нутые):
-         опускать и поднимать выпрямленные ладони (пальцы вместе); (и.п. руки вперед вытянуты, расслабленные кисти вниз)
-          согнув руки в локтях, поднимать "к себе" раскрытые напря­женные ладони (пальцы вместе); (и.п. согнутые по сторонам руки, на уровне плеч, расслабленные, кисти опущены вниз)
-        выбросить руки вперед, разогнув в локтях (перед собой), ладони вверх, напряжены.
(Каждое упражнение повторять 4 раза)
Пятый комплекс
-           Для плеч и локтевого сустава:
-         (и.п. руки, сжатые в локтях, опущены вниз кулаками) интенсив­но, рывками поднимать и опускать предплечья, не сдвигая с места локтей, то же самое с развернутыми ладонями.
2.               Для ног:
-         (и.п. руки внизу, ноги вместе) подпрыгивать на носках, вдыхая, поднимая руки вверх и выдыхать в и.п.
3.              Для лодыжек:
-         (и.п. ноги вместе, руки внизу) подпрыгивать вверх, как можно выше (на носках).
4.               Для предплечья:
-         (и.п. руки вдоль туловища) поднимать одну, потом другую руку вверх, выворачивая ладонь на себя (пальцы вместе).
(Каждое упражнение повторить 4 раза)
Шестой комплекс
1. Для рук и грудной клетки:
-         (и.п. руки вдоль туловища, упражнение делать стоя, далеко от стола)вдохнуть и задержать дыхание;
-              дыхание задержать, интенсивно поднимать плечи вверх-вниз;
-                  согнуть локти (кисти захватывают большие пальцы), рывком выбрасывать руки вперед и назад.
стола) вдохнуть и задержать дыхание;
- интенсивно вращать вытянутыми руками (по сторонам туло­вища) вперед;
- высоко подпрыгнуть , согнув ноги "под себя" (ударив пятками по ягодицам), одновременно выброс вытянутых рук перед собой и при этом - резкий выдох.
То же самое повторить, но с вращением рук назад.
-   Для грудной клетки и поясницы:
- (и.п. руки в замке на пояснице) выдох, наклон назад;
- выдох, наклон вперед.
-     Для поясницы:
- (и.п. стоя, руки вдоль туловища) наклоны влево и вправо, держа руки неподвижно.
(Каждое упражнение повторить 2-4 раза)
Этюды на физическое восстановление
Приводящиеся ниже упражнение предназначены для обучения приемам саморасслабления , детей с таким невротическими проявле­ниями как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, исте­рические реакции и др.
"Штанга"
Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Потом бросает ее.
Отдыхает.
"Шалтай-Болтай"
"Шалтай-Болтай"   Шалтай-Болтай
Сидел на стене.           Свалился во сне.
( С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" резко наклонить корпус тела вниз.
"Игра с песком"(на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посы­пать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бес­сильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Повторить игру с песком 2-3 раза.
"Игра с муравьем" (на напряжение и расслабление мышц ног)
На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оста­вить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в сто-
пах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.
Повторить игру 2-3 раза.
"Солнышко и тучка" (на напряжение и расслабление мышц туло­вища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы со­греться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко - рас­слабиться - разморило на солнце (на выдохе).
Развивающие игры
Данный раздел не претендует на исчерпывающую полноту. Это скорее напоминание педагогам, помощь в формировании или допол­нении имеющего у них собственного банка игр. Думаем, что им будет полезно заглянуть и третью главу, где приводятся психологические коррекционные упражнения.
Игра " Что слышно?" Цель игры. Развивать умение быстро со­средотачиваться.
1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запом­нить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й в а р и а н т. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рас­сказать, что за ними происходило.
Игра "Буквы алфавита" Цель игры. Развитие внимания.
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.
Игра "Пишущая машинка" Цель игры. Развивать внимание, оперативную память, грамматические навыки.
Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая "буква" слова хлопает в ладоши, за­тем вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Игра "Четыре стихии" Цель игры. Развивать внимание, связан­ное с координацией слухового и зрительного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" - вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра "Слушай и исполняй". Цель игры. Развивать внимание и памяти.
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий