Для учителей средней школы


     (Добавлена новая информация 28.03.2013)
Тема: « Воспитание толерантности в детском коллективе»
В соответствии с новой концепцией образования, ФГОС одним из приоритетных направлений воспитания общеобразовательных школ  наряду с такими понятиями как гражданская ответственность, правовое самосознание, стоит воспитание толерантной личности.  Воспитание толерантности решают педагоги гуманитарного цикла,  так как она входит в программы школьных курсов. Воспитание толерантности стоит также  у классных руководителей на разных ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особую роль в формировании толерантного самосознания отводится социально - психологической службы школы, которая  призвана оказывать помощь учащимся, как  через коллективное воспитание толерантности, так и   личностного   принятие этих ценностей.  Зачастую возникающие конфликтные ситуации в классных коллективах связанные с неумением  проявлять эмпатию к окружающим себя людей, не умение принимать своё внутреннее состояние. Поэтому понятие толерантность в детских коллективах, может,   рассматривается как: нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми. Каждая школа, решая задачи  воспитания толерантности,  выбирает формы проведения мероприятий по данной значимой проблеме. Возможно проведение ежегодных  мероприятий в день принятия Декларации о толерантности, проведение предметных декад гуманитарного цикла, где через внеклассные мероприятия будут рассмотрены ценностные принципы толерантности. Какие бы не выбрали формы и методы воспитания толерантности в системе школьного воспитания, необходимо, чтобы  учащиеся, выпускники обладали такими человеческими качествами, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к социальному педагогу, психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специаль­ной работы по формированию толерантности в школьной среде. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.
Социально – психологическая служба в школьной работе с детьми по воспитанию толерантности использует приёмы, относящиеся к проблемным  ситуациям, такие как «Простить человека - высшее добро», «История одного хромого»,  где учащимся предлагается определить основные ценности толерантности.  В ходе беседы рассматриваются понятия, относящиеся к толерантности, такие как сопереживания, сочувствие, сострадание. Проводится анкетирование, в ходе которого выявляется три уровня толерантности (низкий, средний, высокий). А также проводятся игровые упражнения  с учащимися в классе: « Сказка о тройке», «Не в своих санях» способствующие принять иной образ, анализировать поступки.  Тренинги – общения «Неудобная ситуация», «Выход из контакта», целю которых  является обучить детей умению находить выход из затруднительной ситуации, не теряя чувства собственного достоинства, развивает коммуникативные качества. После проведенной работы, наблюдение позволяют сделать вывод, что проводимая  данная комплексная работа в коллективе учащихся 6, 7 классов способствовала проявлению положительных качеств личности, умению владеть собой в конфликтных ситуациях, улучшилось эмоциональное состояние учащихся.
Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений, реальных социально-психологических задач, выработке потребностей в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе. Предлагаемые  приемы и упражнения пополнят копилку для классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе. (Сообщение сопровождается презентацией).
Фрагмент  мероприятия по воспитанию толерантности в группе. №1
« Простить  человека – высшее добро» (работа с текстом).
- Этот рассказ поможет нам понять « Умеем ли мы прощать?».
Состарился  один человек, и пришла ему пора раздавать свое имение трем сыновьям. А у себя он оставил одно заветное кольцо.
- Тот из вас получит это кольцо, - сказал отец, - кто совершит лучший поступок. Отправляйтесь сейчас же в путь и  возвращайтесь ровно через год. Тогда и расскажите мне, кто и что за это время сделал.
Прошел год, вернулись сыновья и докладывают отцу. Начинает первый сын:
- Один богач дал мне  без расписки мешок с золотом, и никто кроме нас двоих об этом не знал. А когда богач умер, я отдал все деньги его вдове.
- Ты, сын поступил с ним очень честно!- похвалил его отец.
- А я, когда проходил мимо водяной мельницы, - рассказывает второй сын, - вижу, что упал в воду игравший на плотине ребенок. Я бросился в омут и спас его.
- Ты сын, поступил самоотверженно – для спасения ближнего подверг свою жизнь серьезной опасности.
- А я ехал лесом, - сказал третий сын, - вижу, что двое разбойников грабят человека. А человек этот – давно был моим злейшим врагом. Кинулся я к нему на помощь, и мы вдвоем расправились с негодяями.
- Дорогой мой сын, -  взволновано проговорил отец,- обними меня! И вот тебе заветное кольцо! Ты великодушно простил врага и верно ему послужил. А это самое трудное для человека, и потому прощение врага своего – высшая ценность!

Обобщение по прочитанному тексту (на доске выписаны слова, относящиеся к произведению). Работа с ловами.

СОСТОРДАНИЕ, СОПЕРЕЖЕВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ,  САМООТВЕРЖЕННОСТЬ,  СОПРИЧАСТНОСТЬ, УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ.
 на доске можно изобразить схематично цветок, где в центре будет главное слово – ТОЛЕРАНТНОСТЬ. В лепестках можно записать слова  вышеперечисленные.

Практическая работа.
Эту работу смогут выполнить отзывчивые люди со светлой душой. Сейчас я  раздам вам старинные свитки. Ваша задача: зажечь в них пламя свечи и написать на строке то положительное качество своей души, которого у вас много  и вам не жаль им поделиться с  ближним, так как вас переполняет доброта или великодушие, умение прощать или честность. Подсказки на доске посмотрите на них, но помните, что вы можете написать свое личное качество, которого нет среди слов на  доске.
( раздаем детям старинные свитки, и они приступают к работе по памятке.)
А) зажги свечу, нарисуй пламя;
Б)  напиши слово- положительное качество своей души, которым хочешь поделиться;
В) сверни свиток, завяжи ленточкой;
Г) прикрепи перышко – символ легкого и радостного расставания с «сокровенным»;
Д) подари свиток с частичкой своей души кому – либо.

Фрагмент  мероприятия. №2
( на доске  понятие толерантность).
Толерантность – это умение принимать мнение других людей, когда они не совпадают с твоими.
 Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и  интолерантные поступки. Склонность вести себя толерантно – это проявление воспитанности.
« История хромого» (работа с текстом).
На одной из улиц нашего поселка скромно и тихо жил хромой человек. Он не очень любил выходить из дома, так как передвигался довольно неуклюже – ковылял, опираясь на палку. И всегда при этом находилось несколько ребятишек, которые бежали сзади, чтобы передразнить или посмеяться над ним. Хромой же молча, шел вперед. Хотя было видно, что ему горько слышать насмешки людей.
Однажды какой- то человек остановил компанию « шутников»:
-Постойте – ка, ребята, - сказал он, - вам будет  интересно услышать историю этого человека. Я ее хорошо знаю, ведь мы – соседи.
Когда- то нынешний хромой был таким красивым и статным парнем, что каждому любо- дорого было на него посмотреть. Да и  человеком он всегда был прекрасным. И вот случился на нашей улице пожар. В горящем доме, на втором этаже, остался ребенок. Мать кричала и плакала, умоляла его спасти.
Но что же делать? Пожарные еще не подъехали, а дом был весь уже в огне. И вот этот парень схватил лестницу и полез прямо в жаркое пламя. Минуты казались вечностью. Наконец, он появился в окне, держа в руках люльку с ребенком.  И когда парень передал ее на веревке  стоявшим внизу людям и стал  спускаться сам, обгоревшая лестница рухнула.
- Что же с ним произошло?- спросили ребята.
- Да… парню не повезло, - ответил прохожий. ОН упал с высоты и серьезно сломал себе ногу. С тех пор он – хромой.
 Вот его история. А теперь вы еще можете успеть догнать этого хромого, чтобы, как прежде, если захотите посмеяться над ним.
Дети опустили головы, потупили взоры и молчали. В глазах некоторых от стыда стояли слезы.
Обсуждение прочитанного.  Вывод.  Не забудьте: От нашего отношения к ближнему зависит состояние его души.  Вспомните: « Хромой молча, шел вперед, … ему горько было слышать насмешки».

Рефлексия:
1.     Проследите, всегда ли тебе удается проявлять толерантность в общении.
2.     Подумай, можешь ли ты сказать о себе, что ты толерантная личность.
3.     Запиши те качества толерантности, которые ты хотел бы развить в себе в первую очередь, и объясни, почему это необходимо.
Создать синквейн на тему «Толерантная личность».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк (незарифмованных).
В синквейне человек выражает своё отношение к проблеме.
Порядок написания сиквейна:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, показывающих действие понятия;
4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение;
5-я строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Социально - педагогические игры на развитие взаимодействия.
Цель представленных ниже игр заключается в том, чтобы создать условия для полноценного общения детей, подростков; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:
- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру.
« Сказка о тройке».
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает задание: тройка должна выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор (или назначить место встречи и т.д.) Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного из каналов восприятия или передачи информации:
- игрок А слепой, зато он слышит и говорит:
- игрок В глухой, но может видеть и двигаться;
- игрок С парализован: он все видит и слышит, но при этом не может двигаться и говорить.
Для полноты ощущений предложите участникам завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу и т.д. Готовы? А вот теперь – за переговоры!
Сколько времени понадобится тройкам на выработку общего решения? Какую стратегию изберут участники в достижении цели? Какие чувства испытывает человек, обделенный в плане общения? Как можно помочь этим людям?

«Не в своих санях».
Эта игра развивает умение принять иной образ жизни, как бы ни был он далек от нашего собственного.
Ведущим заранее подготовлены карточки двух видов. На одних карточках обозначены наименования ( людей и предметов), на других – ряд вопросов.
Задание: добровольцам раздаются карточки с названиями. Участники игры оповещают группу о своем наименовании. Затем им задаются вопросы, на которые они должны ответить в соответствии со своим новым положением.
Например, Галина получила карточку с названием «лягушка». На вопрос « Твоя любимая пища?» она уверенно отвечает: «Мухи!»
Наименования: лягушка, утес, коротышка, дылда, толстяк, йог, помидор, чукча, китаец, человек с легким характером, мальчишка 12 лет, 15- летняя барышня, учитель, проработавший в школе 15 лет и т. д.
Вопросы: Ваша любимая еда?
Что вы любите делать больше всего на свете?
Чем вас можно рассмешить?
Какими словами вас можно сделать счастливым?

Тренинг общения как форма повышения толерантности.
Тренинг - общения «Неудобная ситуация».
Краткое содержание: Один (двое, трое) из играющих попадает  в неудобную ситуацию.
Задача: Найти выход из затруднительной ситуации.
Подготовительный этап: Участники договариваются о теме ситуации, о правилах игры, определяют роли, затем продумывают психологически сложную ситуацию.
Например, участники условно находятся на вокзале без копейки денег, не  имея знакомых в городе: их цель – найти средства к существованию, понимающих людей.
Игровое действие: Ситуация разыгрывается по ролям, участники стараются найти правильный выход из нее соответственно своим ролям.
После окончания игры нужно отметить самый удачный выход из ситуации, проанализировать момент затруднений.

Тренинг – общение «Выход из контакта».
Краткое содержание: Ситуация: вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, однако, взглянув на часы, понимаете, что вам нужно идти. Вам надо достойно выйти из контакта.
Задача: Деликатно выйти из контакта с партнером.
Игровое действие: Двое играющих должны поговорить на определенную тему, учитывая, что беседа должна соответствовать беседе малознакомых людей. Через 2-3 минуты один должен деликатно объяснить собеседнику, что вынужден покинуть его. Победителем будет считаться тот, кто сумел поддержать беседу, и тот, кто нашел удачный выход из контакта.
Краткие советы: При оценке надо учитывать, что собеседники малознакомы. Ведущий и зрители должны внимательно прислушаться к диалогу собеседников. При выборе победителей нужно учитывать и тему беседы, и время контакта.




Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей лич­ности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной де­ятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности; проявляется в силе чувств, их глубине или поверхностнос­ти, в скорости их переживания, в устойчивости или быстрой смене.
Поскольку темперамент ребенка является генетически задан­ной характеристикой, учителю необходимо знать ее для каждого ученика, что позволит понять его поведение, рбакцию на слова и действия учителя, а значит оптимальнее управлять его образова­тельной деятельностью.
Не единственным, но наиболее распространенным является ком­плекс четырех типов темперамента: сангвиник, холерик, флегма­тик, меланхолик. Рассмотрим их. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Сангвиником называют человека живого, подвижного, стремя­щегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неуда­чи и неприятности. Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть имеется постоянное возбуждение.
Сангвиник
плюсы
минусы
мобильность, оптимизм, жизнерадостность, общительность, отзывчивость, успешность в делах, трудоспособность, лидерство
склонность к зазнайству, разделение работ на интересные и неинтересные, легкомыслие, поверхностность

Холерикам называют человека быстрого, порывистого, способ­ного отдаваться делу с исключительной страстностью, но неурав­новешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам,! резким сменам настроения, быстро истощающегося. Особенностью холерика является отсутствие равновесия нервных процессов. Ког­да у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, перенапрягает свои силы и в конце концов надрывается, истощается.
Холерик
плюсф
минусы
 активность,энергичность,увлечен­ность, оптимистичность,трудоспо­собность,   целеустремленность
горячность, невыдержанность, нетерпимость, беспокойность, непостоянство

Флегматиком называют человека невозмутимого, медлитель­ного, с устойчивыми стремлениями и настроением, слабым вне­шним выражением душевных состояний. Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни.
Флегматик
плюсы
     минусы
устойчивость,постоянство, терпели­вость,надежность, осмотрительность,
миролюбивость
пассивность, медлительность,невы­разительность
 Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Для меланхолика, очевидно, каж­дое явление жизни становится тормозящим его фактором, он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное.
Меланхолик
плюсы
минусы
высокая чувствительность, мягкость,
человечность, рассудительность, доброжелательность, способность к сочуствию
низкая работоспособность,мнитель­ность, ранимость, тревожность, пес­симистичность

Среди ярких, талантливых людей в различных областях деятель- юсти встречаются лица различного темперамента. Например, А.С. Пут­ей ну, А. В. Суворову были присущи выраженные черты холерика; Н.А. Некрасову, В.А. Жуковскому — сангвиника; Н.В. Гоголю — ме­ланхолика; И .А. Крылову, М.И. Кутузову — флегматика. Люди с рез­ко выраженным темпераментом встречаются не так уж часто. Реально наблюдается смесь типов с преобладанием какого-либо одного.
Различение учащихся по доминирующим каналам восприятия учебного материала
(Модальности учащихся по М.Гриндеру)
Преимущественно визуал
Преимущественно аудиал
Преимущественно кинестетик
Смотрит вверх, когда учитель говорит
Проговаривает про себя, разговаривает с собой
Говорит медленно. Множество движений от шеи и ниже
Читает сам, если учи­тель читает
Легко повторяет услышан­ное
Раннее физическое развитие
Хмурит брови, щурит глаза, мигает
Шевелит губами, ушами, издает «а», «м»...
Подбородок вниз, голос низкий
Предикаты: смотреть, видеть, наблюдать, ясный, картина
Предикаты: слушать, ритм, подобные звуки
Предикаты: схватывать, чувствовать, трогать, придерживаться мнения
Осмотрительный, спо­койный
Разговорчивый, любит дискуссии
Сильный интуитор, слаб в деталях. Вовлекает других в проекты, игры
Хорошо запоминает картинки, плохо - словесные инструкции
Помнит то, что обсуждал, реагирует на словесные ин­струкции. В письменных работах более слаб, чем в устных ответах. Особенно­сти памяти: «последователь­ность» и «целые звенья»
Обучается, делая. Запо­минает движения
Не отвлекается на шум. Видит слова «глазами мозга»
Любит музыку. Отвлекается даже на шепот
Много жестикулирует
В чтении силен, успе­шен, скор
Хороший имитатор. Легко осваивает языки
Хорошо работает с кар­точками, манипулирует
В книге обращает вни­мание на декорации, описания природы
В книге обращает внимание на диалоги
Любит книги, ориенти­рованные на сюжет
Внешне и в вещах аккуратен
Отлично слушает других
Стоит близко, касается людей
Различение учеников по функциональной асимметрии полушарий головного мозга
(по М.Гриндеру)

Левополушарный
Правополушарный
Видит символы (слова, буквы)
Видит конкретные объекты
Преуспевает в чтении, алгебре, языке
Преуспевает в геометрии
Любит информацию в письменной форме
Любит информацию в виде графи­ков, карт, демонстраций, наукоем­ких таблиц
Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями
Не принимает авторитарность
Повторяет фактическую информацию
Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию
Любит проверять работу
Не любит проверять работу
Фокусирован вовнутрь
Фокусирован на внешнее
Анализирует от части к целому
Анализирует от целого к части
Предпочитает сначала чтение, потом фильм
Любит смотреть фильм до чтения книги
Сосредоточен
Отвлекается
Реагирует на словесные замечания
Реагирует на невербальные сообще­ния при дисциплинировании (на мимику, жесты, взгляд)
Обработка вербальной информации (языковые способности, речь, чтение, письмо, музыкальная грамота), запо­минание фактов, имен, дат и их напи­сание; последовательная обработка информации
Обработка невербальной информа­ции в основном в виде образов; па­раллельная обработка информации (одновременное, целостное рас­смотрение разнообразной информа­ции и проблем, распознавание лип, способность воспринимать музыку
Аналитическое мышление
Пространственная ориентация
Буквальное понимание слов, поня­тийное мышление
Понимание метафор, иносказатель­ной речи, не буквально сказанного
Математические способности (числа, символы, знаки)
Художественные способности, меч­ты, воображение, фантазии, мисти­ка, эмоции
Классификация цветов
Геометрия, игра в шахматы
Контроль за движением правой поло­вины тела
Контроль за движением левой поло­вины тела

Далее мы приводим большой перечень методик, кото­рые должен выбрать, применить школьный психолог, а результаты изучения личности ребенка — представить учи­телю каждого класса. Мы намеренно отобрали достаточно большой перечень, чтобы показать учителю, сколь богаты возможности психологической науки и как мало они еще использованы учителями, работающими в школе. Пере­чень методик подготовлен психологической службой СШ №2001 и гимназии №1514 г.Москвы. 
Перечень психологических методик, используемых для изучения младших школьников
Диагностика личностных особенностей и сферы общения
Несуществующее живот­ное (проективная методи­ка М.З.Дукаревич)
Диагностика личностных особенностей ребенка
Тематический апперцеп­тивный тест - ТАТ (Г.Муррей)
Исследование поведенческих установок ребенка - общих и относящихся к отдельным жизненным сфе­рам
Детский апперцептивный тест-CAT
Выявление отношения ребенка к родителям, конку­рентности в отношениях с братьями и сестрами, сте­пень агрессивности, страх наказания и другие про­блемы внутреннего мира ребенка
Рисунок семьи (Хале и Хэррис)
Выявление особенностей семейных взаимоотноше­ний в восприятии ребенка
Цветовой тест (М.Люшер)
Оценка эмоционального отношения к себе и значи­мым лицам
Социометрия (Дж.Морено)
Диагностика эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, обнаружение внут- ригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами


Методика Рене Жиля
Исследование социальной приспособленности ребен­ка, сферы его межличностных отношений и их осо­бенностей, его восприятия внутрисемейных отноше­ний, характеристик его поведения
Тест Р.Кэттела
Измерение степени выраженности черт личности
Дом-дерево-человек (Бак иХэммер)
Исследование личностных особенностей ребенка
Перечень психологических методик, используемых для изучения подростков
Диагностика личностных особенностей и сферы общения
Опросник САН
Оценка самочувствия, активности и настроения
Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина)
Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тре­вожности как устойчивой характеристики (лич­ностная тревожность)


Название методики, автор
Цель
Тест-опросник Шмишека
Предназначен для диагностики типа акцентуа­ции личности (деонстративный тип, застреваю­щий тип и т.д.)
Личностная шкала прояв­лений тревоги (методика, адаптированная Немчи- ным Т.А.)
Измерение уровня тревожности
Метод рисуночной фру­страции (Розенцвейг)
Исследование реакции на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятель­ности или удовлетворению потребностей лично­сти
Тест школьной тревожно­сти (Филлипс)
Изучение уровня и характера тревожности, свя­занной со школой
Социометрия (Дж.Морено)
Предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между чле­нами группы, обнаружения внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформаль­ными лидерами
Опросник В.М.Русалова
Диагностика свойств предметно-деятельно- стного и коммуникативного аспектов темпера­мента
Патохарактерологический диагностический опрос­ник - ПДО (А.ЕЛичко)
Определение типа акцентуации характера у под­ростка с девиантным поведением
Опросник Басса-Дарки
Диагностика агрессивности и враждебности
Перечень психологических методик, используемых для изучения старшеклассников
Диагностика личностных особенностей и сферы общения
Опросник Айзенка
Выявление особенностей темперамента
Автопортрет
(Е.С.Романова,
С.Ф.Потемкина)
Изучение личностных особенностей старше­классника
Методика аутоидент- фикации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер)
Определение типов акцентуаций: гипертиный, циклоидный, истерический и.т.д.
Опросник EPQ (мето­дика Айзенка)
Изучение индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выра­женности свойств, выдвигаемых в качестве су­щественных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма

Тест-опросник А.Мехрабиана
Предназначен для диагностики двух мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи
Тест-опросник С.Р.Пантелеева и В.В.Столина
Измерение локуса контроля
Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста
Диагностика силы нервной системы
Тест-опросник Я.Стреляу
Изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуж­дения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов
Методика диагностики межличностных отно­шений (Т.Лири)
Изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследо­вание представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе
Тест Томаса
Определение стиля поведения, изучение личност­ной предрасположенности к конфликтному пове­дению
Потребность в достиже­нии (Ю.М.Орлов)
Определение мотивации достижения
Опросник самоотноше­ния (В.В.Столин)
Определение уровня самоотношения

Обращаем также внимание читателей на необходимость смыс­лового различения понятий «изучение» и «диагностика»

Комментариев нет:

Отправить комментарий